Команда «майна»: цены на нефть готовятся к новому снижению
Всемирный банк прогнозирует снижение цен на энергоносители в 2026 году. На мировом рынке нарастает избыток предложения нефти, и даже китайский фактор, который до последнего времени стабилизировал спрос, уже близок к исчерпанию. Российские эксперты оценивают перспективы нефтяного рынка сдержанно: они считают, что впереди период умеренного, но устойчивого снижения котировок.
Основное давление на цену нефти будет оказывать рост предложения со стороны стран ОПЕК+, связанных с постепенным отказом от ограничений добычи, заявил старший директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков.
— Фактически в результате изменения стратегии ОПЕК+ с апреля по сентябрь 2025 года квоты на добычу уже выросли на 2,5 млн баррелей в день, что привело к образованию профицита на рынке. Отчасти падение цен сдерживается пополнением резервов со стороны Китая, что стало возможным благодаря вводу новых хранилищ. Так, ожидается, что объем 11 новых хранилищ нефти, вводимых в 2025 и 2026 годах, составит 169 млн баррелей, — подчеркнул он.
По словам эксперта, когда емкости хранения в Китае будут заполнены, «это станет дополнительным драйвером снижения котировок нефти в 2026 году». Кроме того, на рынок продолжает поступать дополнительная нефть вне ОПЕК+: по последнему прогнозу картеля, рост добычи таких стран в 2026 году составит 630 тыс. баррелей в сутки.
Аналогичная ситуация наблюдается и на рынке СПГ: уже запланированный ввод рекордных мощностей по сжижению газа в США и Катаре в 2026-2027 годах может привести к избытку предложения и дополнительному снижению цен на энергоресурсы в целом.
Прогноз Всемирного банка по снижению цен на нефть напрямую связан с ожиданиями замедления роста глобального ВВП, говорит аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин.
— В 2026 году прогнозируется умеренный рост мировой экономики на уровне около 2,7%. Это означает небольшое замедление по сравнению с 2024-2025 годами. Всемирный банк ранее предупреждал о сдержанном росте из-за политической неопределенности и торговых напряженностей. Именно поэтому цены на сырьевые товары, включая нефть, вероятно, снизятся, — отметил Александр Потавин.
Эксперт подчеркнул, что добывающие страны ОПЕК+ постепенно снимают ограничения на добычу, увеличивая объемы поставок, а независимые производители показывают рекордные уровни производства.
Рост предложения, по его словам, закономерно приводит к накоплению запасов, создавая давление на цены. Александр Потавин также обратил внимание на влияние технологий: «Развитие ИИ и высоких технологий, повышающих эффективность производства и потребления энергии, может дополнительно снизить спрос на нефть».
В то же время он подчеркнул, что «динамика нефтяных цен не будет однозначной», поскольку риски геополитических конфликтов и санкций могут кратковременно вызвать рост котировок. Рост спроса на нефть в развивающихся странах, таких как Китай и Индия, способен частично компенсировать снижение потребления в других регионах.
По оценке аналитика, в IV квартале 2025 года средняя цена Brent может сложиться в пределах $66 за баррель, а в начале 2026 года — около $60. «Прогнозы ведущих инвестбанков на 2026 год указывают на тенденцию снижения средней цены Brent вплоть до $52 за баррель», — добавил он.
Такое снижение, отмечает эксперт, приведет к сокращению нефтегазовых доходов бюджета.
Российские компании ориентируются на прогноз Минэкономразвития цены на нефть сорта Urals на 2026 год — $61 за баррель, напоминает доцент Института экономики, математики и информационных технологий Президентской академии Тамара Сафонова. По ее словам, прогнозы Всемирного банка и других международных структур учитывают «наблюдаемую конкуренцию за выброс дополнительных объемов добычи на мировой рынок».
— Однако такая гонка приводит к тому, что добывающие компании, обеспечивающие полный инвестиционный и высокотехнологичный цикл, недополучают выручку, поскольку ценовые индексы формируются спекулянтами, реагирующими на информационные поводы. На текущий момент нефть является недооцененным товаром. Не может стратегический энергоноситель реализовываться по ценам, не покрывающим издержки предприятий, — подчеркнула Тамара Сафонова.
Она отметила, что «финансово-экономическая отчетность российских нефтегазовых компаний за первое полугодие 2025 года показала отрицательные потоки чистой прибыли», и предложила рассмотреть возможность «утверждения на государственном уровне максимального уровня дисконта для всех маркерных сортов российской нефти». Это, по ее мнению, «может сократить объем поставок, вызвать дефицит нефти на мировом рынке и стать триггером роста цен, что приведет к увеличению выручки и доходов бюджета».
В условиях снижения нефтяных цен Россия должна усилить работу по развитию глубокой переработки и внутреннего спроса на энергоносители, считает руководитель направления «Промышленность» Института технологий нефти и газа Ольга Орлова. По ее словам, «если в 2026 году котировки Brent действительно опустятся к $55-60 за баррель, то главной задачей станет компенсация экспортных потерь за счет стимулирования нефтехимии, газопереработки и производства нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью».
Ольга Орлова подчеркивает, что внутренняя переработка может стать «страховочным контуром» экономики. Аналитик утверждает, что рост экспорта нефтехимии и готовых продуктов способен смягчить бюджетные риски даже при снижении мировых цен на сырье. Она также обращает внимание на необходимость «перенастройки инвестиционных программ и налоговых стимулов под новые реалии», включая развитие технологического оборудования внутри страны и внедрение энергоэффективных решений в промышленности.
— Стратегически важно не только продавать сырье, но и формировать новые цепочки стоимости внутри страны. Это позволит укрепить устойчивость российской экономики в долгосрочной перспективе, — заключила эксперт.
