Вы здесь

Нефть вместо долларов: зачем Китай пополняет резервы черным золотом

08.10.2025

Китай поддержал цены на нефть в мире за счет закупок в свои хранилища

Производители нефти быстро раскручивают маховик предложения. На этой неделе экспорт черного золота из Саудовской Аравии достиг 18-месячного максимума — 6,42 млн баррелей в сутки. Несмотря на этот рост, цены на нефть остаются довольно стабильными, удерживаясь в диапазоне $60–70 за баррель. Одной из причин для этого могут быть усилия Китая, в течение уже многих месяцев скупающего нефть в свой стратегический резерв. Зачем КНР это делает и для чего вообще нужны долгосрочные промышленные запасы — в материале «Известий».

ОПЕК+ в этом году увеличивает добычу почти каждый месяц. Нефтяной картель и примкнувшая к нему группа стран во главе с Россией игнорирует умеренно негативные новости из мировой экономики (тарифы, торговые войны, неудовлетворительное экономическое положение Евросоюза, рост зеленой энергетики и электромобильной индустрии), стремясь в первую очередь вернуть свою долю на рынке.

5 октября страны группы обсудили, в какие сроки они добавят на рынок 1,66 млн баррелей (в частности, в ноябре — на 137 тыс. баррелей в сутки), которые были заморожены в прошлые годы на фоне необходимости поддерживать цены на приемлемом уровне. С начала мая на рынок вышли более 2,3 млн баррелей. Лидером процесса выступает Саудовская Аравия, которая понесла наибольшие потери при введении ограничений на добычу и теперь возвращает утерянное. Стоит заметить, что вдобавок предложение увеличили и еще несколько не входящих в ОПЕК+ стран — Бразилия, Гайана и Канада.

Такое резкое увеличение предложения должно было значительно сказаться на ценах. Однако пока эффект получается весьма умеренным. Марка Brent, к примеру, сейчас стоит около $65 за баррель, несмотря на почти 2 млн баррелей избытка, который может образоваться в мире по прогнозу IEA. Особого тренда на падение пока не видно. И, судя по всему, не последнюю роль тут играют закупки Китая.

Потребление нефти КНР в этом году вряд ли вырастет так уж сильно — большинство прогнозов говорят о скромном диапазоне в 50–100 тыс. баррелей в сутки выше прошлогодних показателей. Это очень мало, учитывая общий рост экономики Китая. Такая ситуация складывается в силу сверхбыстрой электрификации значительной части китайского автопарка. КНР выпускает больше «электричек», чем какая-то другая страна мира, с огромным отрывом, но тарифные войны в данный момент вынуждают производителей вроде BYD концентрироваться на внутреннем рынке (хотя и внешние продажи растут, просто медленнее, чем хотелось бы китайским корпорациям).

Другая сторона медали состоит в том, что Китай в последнее время очень быстро увеличивает закачки в свой государственный нефтяной резерв. Только в текущем году КНР приобрела для этих целей около 150 млн баррелей нефти. До конца года эта цифра, очевидно, увеличится. Пополнение запасов было особенно активным во II квартале, когда, по оценкам Международного энергетического агентства, на Китай пришлось более 90% глобального накопления запасов, доступных для оценки. На ежегодной Азиатско-Тихоокеанской нефтяной конференции на прошлой неделе в Сингапуре трейдеры сошлись в том, что у Китая есть возможности для хранения куда большего объема нефти, чем сейчас.

Китайский стратегический нефтяной резерв — вещь довольно новая. До середины 1990-х годов страна вообще в нем не нуждалась, так как добывала больше, чем могла потребить. В 2000-е на фоне резких колебаний нефтяных цен было решено создать такую инфраструктуру. Первая очередь хранилищ, сданная в 2009 году, вмещала 100 млн баррелей, к 2011 году были открыты дополнительные объекты еще на 170 млн. С тех пор объем этих хранилищ продолжал расти.

Руководитель проектов консалтинговой компании «Имплемента» Иван Тимонин в интервью «Известиям» отметил, что пополнение стратегических резервов Китая остается важным фактором, поддерживающим мировые цены на нефть.

— По состоянию на август 2025 года общий объем нефти в китайских хранилищах, включая стратегические и коммерческие запасы, достиг 1,2 млрд баррелей, что соответствует примерно 60% от общей емкости хранения, оцениваемой примерно в 2 млрд баррелей.

В свою очередь, аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко рассказал, что сообщалось о рекордных накопленных запасах, составивших около 1,18 млрд баррелей.

— Вместе с тем заполненность наземных хранилищ чуть превышает 60% — таким образом, КНР может продолжать наращивать закупки, — констатирует он.

Китай может закупаться еще долго и спокойно может убрать с рынка до миллиона баррелей в день или даже больше, учитывая, что новые хранилища продолжают вводиться в строй даже в этом году. Зачем второй экономике мира это нужно?

Агентство Bloomberg ранее отмечало, что китайские чиновники, отвечающие за сырьевые товары, продемонстрировали, что они являются проницательными трейдерами (достаточно посмотреть на их закупки меди), действующими с очень долгосрочной перспективой. И нефть сейчас дешевая. В реальном выражении, с учетом кумулятивного воздействия инфляции, нефть самой популярной американской марки WTI торгуется примерно на том же уровне, что и 20 лет назад.

Кроме того, в этом году китайское правительство установило новые правила, которые фактически увеличили потребность в хранении. Энергетический закон, вступивший в силу 1 января, впервые закрепил стратегические запасы в качестве юридического требования для государственных и частных компаний. По сути, государство делит ответственность за создание запасов с коммерческим сектором, закладывая правовую основу для увеличения общих нефтяных запасов. Видимо, это постановление сыграло важную роль в увеличении закупок.

Кроме того, Китай понял, что ему необходимо укрепить свою энергетическую безопасность в мире, где США применяют санкции и пошлины как им вздумается. Сегодня Китай покупает 20% своей нефти у стран, находящихся под санкциями США, — в основном у Ирана, России и Венесуэлы. Ни одна из них не может гарантировать, что США не смогут по крайней мере затруднить эти поставки в будущем. Наращивание запасов — это просто благоразумно. Впрочем, не до конца ясно, что можно считать достаточным. В настоящее время запасы Китая эквивалентны 110 дням потребления. К 2026 году этот показатель может быть увеличен до 140–180 дней.

Наконец, Китай может рассматривать нефть как альтернативу казначейским облигациям США. Это своеобразный способ снизить свою зависимость от американских активов и диверсифицировать свои золотовалютные резервы.

Оказалось, что в 2025 году международное резервирование обеспечивается не только золотом, но и нефтью. Направление мысли совсем не ортодоксальное, но, учитывая тренды международной политики и экономики, вполне легитимное.

Есть подозрения, что Китай в этом движении не будет одинок. В данный момент самым известным стратегическим резервом нефти в мире является американский. Его потенциальная мощность составляет более 700 млн баррелей, что меньше китайского (но нужно помнить, что китайские объекты включают в себя как государственные, так и коммерческие хранилища, поэтому сравнение в лоб некорректно). Наличный же объем сейчас достигает 395 млн баррелей. С 2021 года этот американский запас «на черный день» сократился более чем в полтора раза. Инициатором распродажи резерва стала администрация Джо Байдена, которая тем самым пыталась снизить цены на нефть.

Национальный нефтяной резерв — это недешево и требует значительных усилий. Тем не менее подобные объекты наверняка будут расти в значимости в ближайшие годы. Здесь влияет и необходимость сохранять стабильность поставок в условиях обострения международной обстановки, и желание диверсифцировать свои активы во времена санкций и торговых войн. В то же время такие резервы могут стать мощным источником балансировки нефтяных цен — что сейчас и происходит на наших глазах.

iz.ru

Стоимость нефтепродуктов на 05 Декабря 2025
Копия Тестовый товар
Копия Тестовый товар
Копия Тестовый товар
Тестовый товар
ДТ-Е-К5
Цена за тонну
53000,00 р.
Цена за литр
44,20 р.
На дату
30-03-2023
ДТ-Е-К5
Цена за тонну
53000,00 р.
Цена за литр
44,20 р.
На дату
30-03-2023
ДТ-Е-К5
Цена за тонну
53000,00 р.
Цена за литр
44,20 р.
На дату
30-03-2023
ДТ-Е-К5
Цена за тонну
53000,00 р.
Цена за литр
44,20 р.
На дату
30-03-2023
ДТ-Л-К5
Цена за тонну
56500,00 р.
Цена за литр
46,95 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.831
ДТ-Л-К5
Цена за тонну
56500,00 р.
Цена за литр
46,95 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.831
ДТ-Л-К5
Цена за тонну
56500,00 р.
Цена за литр
46,95 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.831
ДТ-Л-К5
Цена за тонну
56500,00 р.
Цена за литр
46,95 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.831
Бензин АИ-95 авто
Цена за тонну
66500,00 р.
Цена за литр
49,27 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.741
Бензин АИ-95 авто
Цена за тонну
66500,00 р.
Цена за литр
49,27 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.741
Бензин АИ-95 авто
Цена за тонну
66500,00 р.
Цена за литр
49,27 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.741
Бензин АИ-95 авто
Цена за тонну
66500,00 р.
Цена за литр
49,27 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.741
ГАС Волгоградская область, Завод Экотон
Газойль низкозастывающий Ростовская область, Завод НЗНП
Масло М10ГК2 производство "Роснефть"
Бензин АИ-92 авто
Цена за тонну
57900,00 р.
Цена за литр
42,50 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.735
Бензин АИ-92 авто
Цена за тонну
57900,00 р.
Цена за литр
42,50 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.735
Бензин АИ-92 авто
Цена за тонну
57900,00 р.
Цена за литр
42,50 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.735
Бензин АИ-92 авто
Цена за тонну
57900,00 р.
Цена за литр
42,50 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.735
Нефть вместо долларов: зачем Китай пополняет резервы черным золотом