Вы здесь

Бензин растет в цене, привычные инструменты не работают

27.08.2025

Невозможность быстро починить нефтеперерабатывающие заводы из-за санкций и малые резервы в сумме не позволяют выправить проблемы на российском рынке топлива привычными методами. В этом месяце оптовые цены на все виды топлив побила все мыслимые исторические рекорды. Даже недавно введенный запрет на экспорт топлива для крупных производителей не смог стабилизировать ситуацию. Высокое потребление внутри страны и необходимость постоянных ремонтов из-за ударов украинских БПЛА по НПЗ усугубили проблему. В некоторых регионах страны продавцы даже вынуждены ограничивать реализацию 95 бензина на АЗС.

Разумеется, это сказывается не в лучшую сторону на ценах на АЗС для простых потребителей в РФ. Цена бензина на заправках с начала года, по данным Росстата, выросла на 5,7%. Сложность в том, что за этот же период инфляция в стране — 4,2%. Это ломает схему, которая должна работать на рынке по принципу «темпы прироста цен на бензин должны быть ниже темпов инфляции».

Тотального дефицита в стране нет, но в отдельных областях уже выстроились очереди водителей на АЗС, а рынок в напряжении. При этом даже запрет на экспорт бензина его полностью успокоить не смог.

Рост цены на бензин — зверь, которого ничто не берет

Цены бензинов на Петербургской бирже с начала этого лета последовательно растут, причем к концу месяца темпы роста резко ускорились. В августе котировки АИ-95 и АИ-92 даже на протяжении нескольких дней стали обновлять максимумы с осени 2023-го. 21 августа появился новый исторический рекорд — АИ-92 стоил 72,663 тыс. руб. за т, (за день подорожание на 0,21%).

В конце июля кабинет министров продлил запрет на вывоз бензинов за рубеж (в том числе и для производителей топлива) до конца августа. Шаг довольно ожидаемый, поскольку осенью 2023-го подобная мера позволила остановить быстрый рост цен на рынке.

Увы, но в этот раз результат оказался минимальным. С 28 июля по 1 августа Аи-92 приупал на бирже лишь на 1,1%, Аи-95 — на 0,4%, причем после этого цены опять пошли вверх. 14 августа власти сообщили о продлении запрета экспортировать бензин производителям до конца сентября, а всем остальным — до конца октября.

Запрет на вывоз бензинов за пределы страны — это инструмент для правительства РФ уже привычный, как и демпфер. Однако нынешняя практика показывает, что в долгосрочной перспективе такая модель нуждается не просто в доработке, а в замене.

В целом мораторий на экспорт бензина в РФ не решает проблему. В среднем по году 90% (летом — это практически все 100%) произведенного бензина уходит на внутренний рынок. Лишь 10% идет на экспорт, поэтому запрет таких поставок серьезно на происходящее на рынке не повлиял. Впрочем, это лишь одна причина, из-за которой рост цен не получается остановить или даже откатить назад. Есть еще множество факторов, стимулирующих увеличение цен.

Факторы, толкающие ценник вверх

Правительство поручило Минэнерго РФ совместно с нефтяными компаниями продолжать балансировку рынка, в том числе за счет увеличения производства топлива. Но с этим есть проблемы, причем как с физическим выполнением такой цели, так и отчасти даже с мотивацией.

Если слишком долго запрещать экспорт бензина в РФ, то нефтяные компании, занимающиеся нефтепереработкой, просто лишаются стимула выпускать топливо в прежних объемах. Понимая, что они не продадут его на внешние рынки, они вполне логично будут производить его только до максимальной величины внутреннего спроса в России. В таком случае топливный рынок РФ лишается каких-либо избытков, а запрет экспорта на него никак не повлияет.

Более того, если Россия перестанет производить бензин примерно на 10% больше, чем нужно стране (примерно столько всегда шло на продажу за рубеж), страна лишится дополнительных запасов, которые могут ей понадобиться в случае форс-мажора. А последнее, учитывая регулярные атаки украинских дронов по НПЗ и нефтебазам, происходит довольно часто.

К слову о запасе прочности. Весенние резервы топлива в РФ на самых низких значениях. Причина — множество независимых участников топливного рынка не стали формировать их заранее, поскольку ожидали снижения потребностей в топливе в 2025-м. Да и высокие ставки по кредитам (большой привет «продуманной» политике Центробанка) сделали накопление запасов рискованным. В итоге с января по июнь этого года производство бензина выросло на 3,6% год к году, до 22,2 млн т, а спрос вырос на 1,4%, до 19,2 млн т. «Резерв на черный день» у РФ не более 3 млн т.

В масштабах всей России нет физического дефицита бензина, но страна быстро приближается к этой опасной грани. К этому подталкивают:

  • сокращение первичной переработки нефти в РФ. В 2024 году уменьшение на 3,1% год к году, до 266,5 млн тонн. В 2025-м ожидается примерно такой же объем;
  • внеплановые остановки НПЗ (атаки БПЛА), под которые невозможно заранее создать резерв. В комбинации с плановыми ремонтами все эти работы на нефтеперерабатывающих заводах снижают производство бензина в РФ по разным оценкам на 10%;
  • санкции Запада против РФ, лишающие ее доступа к оборудованию, что в итоге мешает быстро проводить ремонты НПЗ (а ведь даже на заводах с отечественным оборудованием это занимает пару месяцев);
  • ВИНК оставляют большую часть объемов произведенных топлив для собственных АЗС, что приводит к нехватке бензина на свободном рынке, следовательно, его не хватает и для независимых АЗС.

Происходящее на бирже подбросит ценник на АЗС

В Топливном союзе Алтайского края уже заявили, что следующие несколько месяцев для частных сетей АЗС будут крайне сложными. Настолько, что определенная часть заправок может даже «замотать шланги» из-за отсутствия бензина. А ведь этой осенью ожидаются ремонты десятка крупных НПЗ, что вызовет еще большее сокращение объемов.

При этом рост цен в биржевом опте, который удалось остановить только лишь в последние пару дней, спровоцирует и дальнейший рост цен в рознице. Для многих независимых операторов это будет очередной удар. В экспертных сообществах РФ уже говорят о том, что в середине августа средняя по РФ маржинальность реализации бензина на АЗС — минус 1,5 руб. за литр для АИ-92 и минус 2,5 руб. для АИ-95. Из-за этого цена бензина на независимых заправках, по сравнению со стоимостью на сетях ВИНК, уже больше на 2-5 руб.

Как отметил в комментарии для «НиК» аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман, рост цен начался еще в июле на фоне сезонного увеличения спроса и достаточно запоздалого решения по остановке экспорта. В то же время в августе ситуация вышла из-под контроля, а рост цен ускорился на фоне снижения производства из-за атак на НПЗ. Рекордный уровень цен свидетельствует о том, что из-за внеплановых ремонтов заводов производство бензина даже с учетом запрета на экспорт не полностью покрывает внутренний спрос, а статистика по запасам не публикуется, что добавляет нервозности участникам рынка.

«Рекордные цены в опте неизбежным образом оказали давление на цены и в рознице. Из-за текущих форс-мажорных обстоятельств уже сейчас очевидно, что по итогам года рост цен на бензин в рознице превысит общий уровень инфляции в стране. В такой ситуации очевидным выходом является активизация импорта — в частности, рассматривается возможность закупок бензина у белорусских производителей. При этом полностью кризис, на наш взгляд, может закончиться либо с завершением сезона высокого спроса (приблизительно к концу сентября), либо в случае ускорения ремонтных работ НПЗ, сокративших производство топлив», — заключил аналитик «Финам».

oilcapital.ru

Чистая прибыль «Татнефти» по МСФО в I полугодии составила 54,21 млрд рублей


Стоимость нефтепродуктов на 29 Сентября 2025
Копия Тестовый товар
Копия Тестовый товар
Копия Тестовый товар
Тестовый товар
ДТ-Е-К5
Цена за тонну
53000,00 р.
Цена за литр
44,20 р.
На дату
30-03-2023
ДТ-Е-К5
Цена за тонну
53000,00 р.
Цена за литр
44,20 р.
На дату
30-03-2023
ДТ-Е-К5
Цена за тонну
53000,00 р.
Цена за литр
44,20 р.
На дату
30-03-2023
ДТ-Е-К5
Цена за тонну
53000,00 р.
Цена за литр
44,20 р.
На дату
30-03-2023
ДТ-Л-К5
Цена за тонну
56500,00 р.
Цена за литр
46,95 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.831
ДТ-Л-К5
Цена за тонну
56500,00 р.
Цена за литр
46,95 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.831
ДТ-Л-К5
Цена за тонну
56500,00 р.
Цена за литр
46,95 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.831
ДТ-Л-К5
Цена за тонну
56500,00 р.
Цена за литр
46,95 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.831
Бензин АИ-95 авто
Цена за тонну
66500,00 р.
Цена за литр
49,27 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.741
Бензин АИ-95 авто
Цена за тонну
66500,00 р.
Цена за литр
49,27 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.741
Бензин АИ-95 авто
Цена за тонну
66500,00 р.
Цена за литр
49,27 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.741
Бензин АИ-95 авто
Цена за тонну
66500,00 р.
Цена за литр
49,27 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.741
ГАС Волгоградская область, Завод Экотон
Газойль низкозастывающий Ростовская область, Завод НЗНП
Масло М10ГК2 производство "Роснефть"
Бензин АИ-92 авто
Цена за тонну
57900,00 р.
Цена за литр
42,50 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.735
Бензин АИ-92 авто
Цена за тонну
57900,00 р.
Цена за литр
42,50 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.735
Бензин АИ-92 авто
Цена за тонну
57900,00 р.
Цена за литр
42,50 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.735
Бензин АИ-92 авто
Цена за тонну
57900,00 р.
Цена за литр
42,50 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.735
Бензин растет в цене, привычные инструменты не работают