Вы здесь

Китай сократил импорт нефти из США

31.07.2025

Китай в июне 2025 г. впервые почти за три года не закупил нефть из США, следует из данных Главного таможенного управления (ГТУ) КНР. В прошлый раз закупки прерывались в августе 2022 г., но тогда они возобновились через месяц.

В мае США поставили в Китай нефть на $72,8 млн. Это в 4,2 раза меньше, чем в апреле ($302,7 млн). В январе показатель составлял $461,5 млрд, а в декабре – до инаугурации Дональда Трампа – $513 млрд.

Всего с начала года США экспортировали в Китай 228 696 т нефти на $1,33 млрд, свидетельствуют данные ГТУ КНР. В физическом выражении поставки по сравнению с показателем января – июня 2024 г. снизились в 1,9 раза, в денежном – в 2,1 раза.

При этом Саудовская Аравия в июне нарастила поставки в Китай на 36% к уровню мая до $3,87 млрд, Малайзия – на 52% до $3,4 млрд, ОАЭ – на 18% до $1,38 млрд, Кувейт – на 15% до $732 млн. Ирак снизил поставки на 9% до $2,47 млрд, Бразилия – на 20,5% до $1,87 млрд, Оман – на 21% до $1,54 млрд.

Крупнейшим экспортером нефти в Китай в июне осталась Россия. За месяц она увеличила поставки на 1% до $3,95 млрд.

Сейчас американская нефть занимает незначительную долю в общем импорте нефти Китая, следует из данных ГТУ КНР. В первом полугодии 2025 г. Пекин в общей сложности закупил 279,4 млн т нефти на $147,8 млрд. На поставки из США пришлось 0,1% нефтяного импорта Китая в физическом выражении и 0,9% – в денежном.

Россия в январе – июне поставила в Китай 49,1 млн т нефти на $25,01 млрд, Саудовская Аравия – 39 млн т на $21,51 млрд, Малайзия – 38,4 млн т на $19,23 млрд, Ирак – 32,8 млн т на $17,44 млрд, Бразилия – 20 млн т на $10,36 млрд, Оман – 17,9 млн т на $10,1 млрд, ОАЭ – 15,9 млн т на $9,09 млрд, Кувейт – 8,3 млн т на $4,59 млрд.

Тенденция к сокращению поставок американской нефти в Китай наметилась еще в конце 2023 г., говорит директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. В феврале 2025 г., после начала торговой войны Китая и США, эта тенденция усилилась, отмечает он.

Данные китайской таможни свидетельствуют, что в 2023 г. доля американских поставок нефти в общем импорте нефти в КНР составляла 2,5% в физическом выражении (14,3 млн т) и 3% – в денежном ($9,1 млрд). В 2024 г. США снизили экспорт нефти в Китай до 9,6 млн т ($6,02 млрд). В результате доля страны сократилась до 2% в физическом и стоимостном выражении.

Директор по исследованиям «Имплементы» Мария Белова напоминает, что в 2020 г. после первой китайско-американской торговой войны Пекин взял обязательства по наращиванию закупок американских углеводородов, но из-за пандемии коронавируса обещания не выполнил.

Сейчас взаимная торговля нефтью для Китая и США имеет второстепенное значение, отмечает Белогорьев. При этом текущий характер отношений между двумя странами не способствует оживлению торговли сырьевыми товарами, подчеркивает он.

Нужна ли КНР американская нефть

Опрошенные «Ведомости. Аналитикой» эксперты считают, что Китай может полностью отказаться от нефти из США. Американские поставки могут заместить Россия и страны Ближнего Востока, полагают они.

Старший аналитик компании «Эйлер» Андрей Полищук обращает внимание, что Китай не зависит от поставок американской нефти. По его мнению, отказ страны от импорта сырья из США может быть связан с более выгодными условиями поставок традиционных поставщиков – России и Саудовской Аравии.

Из данных ГТУ КНР следует, что средняя цена поставок американской нефти в Китай в этом году составляла $58/барр. Для сравнения: Россия в январе – июне в среднем поставляла нефть в Китай по цене $51/барр., Саудовская Аравия – $55/барр., Малайзия – $50/барр., Ирак – $53/барр., Бразилия – $52/барр., Оман – $57/барр., ОАЭ – $57/барр., Кувейт – $55/барр.

Самая дешевая нефть в первом полугодии поступала в КНР из Эквадора ($48/барр.), Венесуэлы ($48/барр.), Колумбии ($47/барр.), Канады ($47/барр.), Тринидада и Тобаго ($43/барр.) и Того ($41/барр.), самая дорогая – из Мозамбика ($60/барр.), Вьетнама ($60/барр.), Австралии ($63/барр.) и Новой Зеландии ($69/барр.).

У Китая хорошо диверсифицированная структура импорта нефти, растущая собственная добыча и близкое к стабилизации потребление, отмечает Белогорьев. В мире достаточно источников нефти, чтобы Китай мог обойтись без импорта из США, констатирует он.

Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман полагает, что дальнейшее снижение импорта американской нефти в Китай вплоть до его обнуления может быть одним из рычагов давления Пекина на Вашингтон в торговых переговорах, хотя и «не очень значительным в масштабах торговых отношений двух стран». Если по итогам переговоров стороны не придут к взаимному обнулению импортных пошлин, у Китая не будет оснований покупать углеводороды у США, считает он.

В то же время Россия и страны Персидского залива благодаря смягчению ограничений в рамках сделки ОПЕК+ могут увеличивать добычу нефти, отмечает Кауфман. На этом фоне Россия и другие страны ОПЕК+ могут заменить американскую нефть в Китае, говорит он.

При этом эксперт не ожидает существенного роста поставок из России в Китай, так как Пекин старается диверсифицировать импорт, а Россия уже и так является крупнейшим поставщиком нефти в страну. По его оценке, дополнительный объем экспорта российской нефти в Китай в рамках замещения американской нефти может составить «несколько десятков тысяч баррелей в сутки» (10 000 барр./сутки эквивалентны примерно 500 000 т в год. – «Ведомости. Аналитика»).

Белогорьев также считает, что возможное дальнейшее сокращение импорта нефти КНР из США несущественно скажется на объемах поставок российской нефти в страну.

При этом эксперты допускают, что Пекин может и увеличить импорт нефти из США. По мнению Полищука, это может произойти в том случае, если американские компании или трейдеры будут предлагать более выгодные условия поставок, чем конкуренты. Белова полагает, что интерес Китая к американской нефти может вырасти в случае ужесточения антироссийских санкций.

Разворот от Ближнего востока к России

Сейчас значительная доля импорта энергоресурсов в Китай приходится на поставки из стран Персидского залива. Но на фоне эскалации ирано-израильского конфликта власти Китая задумались о надежности поставок нефти и газа из Ближневосточного региона, писала в июне газета The Wall Street Journal. Несмотря на режим прекращения огня, это может привести к прогрессу переговоров по проекту строительства газопровода «Сила Сибири – 2», писало издание.

Белова отмечает, что всякий раз, когда «Ближний Восток лихорадит», зависящие от импорта углеводородов из этого региона страны задумываются о диверсификации источников поставок. В случае Китая вопрос не только в диверсификации, но и в обеспечении спроса на углеводороды в стране, говорит эксперт.

Из-за рисков перекрытия морских проливов в рамках эскалации международных конфликтов Китай уделяет все большее внимание развитию сухопутных маршрутов поставок нефти и газа, продолжает Белова. Дополнительные трубопроводные поставки газа в Китай может обеспечить Россия за счет проекта «Сила Сибири – 2», отмечает она. Эксперт не исключает, что в начале осени может быть достигнут прогресс в переговорах по этому проекту. Сейчас обсуждения в большей степени касаются экономических условий поставок, в особенности цены на российский газ, считает Полищук. В то же время Белогорьев полагает, что Китай пока по-прежнему не готов предоставить России гарантии дополнительного спроса на 50 млрд куб. м в год в 2030-х и 2040-х гг.

При этом импорт нефти из России выгоднее для Китая, чем поставки с Ближнего Востока, говорил в ходе выступления на VI Российско-китайском энергетическом бизнес-форуме в июле прошлого года ответственный секретарь президентской комиссии по ТЭКу, главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин. Он отмечал, что с января 2022 г. по июнь 2024 г. экономический эффект для Китая от импорта российской нефти по сравнению с закупками от ближневосточных поставщиков составил $14–18 млрд. Сейчас рассматриваются различные варианты увеличения поставок российской нефти в Китай, в том числе по Северному морскому пути, говорил глава «Роснефти».

vedomosti.ru

Стоимость нефтепродуктов на 29 Сентября 2025
Копия Тестовый товар
Копия Тестовый товар
Копия Тестовый товар
Тестовый товар
ДТ-Е-К5
Цена за тонну
53000,00 р.
Цена за литр
44,20 р.
На дату
30-03-2023
ДТ-Е-К5
Цена за тонну
53000,00 р.
Цена за литр
44,20 р.
На дату
30-03-2023
ДТ-Е-К5
Цена за тонну
53000,00 р.
Цена за литр
44,20 р.
На дату
30-03-2023
ДТ-Е-К5
Цена за тонну
53000,00 р.
Цена за литр
44,20 р.
На дату
30-03-2023
ДТ-Л-К5
Цена за тонну
56500,00 р.
Цена за литр
46,95 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.831
ДТ-Л-К5
Цена за тонну
56500,00 р.
Цена за литр
46,95 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.831
ДТ-Л-К5
Цена за тонну
56500,00 р.
Цена за литр
46,95 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.831
ДТ-Л-К5
Цена за тонну
56500,00 р.
Цена за литр
46,95 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.831
Бензин АИ-95 авто
Цена за тонну
66500,00 р.
Цена за литр
49,27 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.741
Бензин АИ-95 авто
Цена за тонну
66500,00 р.
Цена за литр
49,27 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.741
Бензин АИ-95 авто
Цена за тонну
66500,00 р.
Цена за литр
49,27 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.741
Бензин АИ-95 авто
Цена за тонну
66500,00 р.
Цена за литр
49,27 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.741
ГАС Волгоградская область, Завод Экотон
Газойль низкозастывающий Ростовская область, Завод НЗНП
Масло М10ГК2 производство "Роснефть"
Бензин АИ-92 авто
Цена за тонну
57900,00 р.
Цена за литр
42,50 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.735
Бензин АИ-92 авто
Цена за тонну
57900,00 р.
Цена за литр
42,50 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.735
Бензин АИ-92 авто
Цена за тонну
57900,00 р.
Цена за литр
42,50 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.735
Бензин АИ-92 авто
Цена за тонну
57900,00 р.
Цена за литр
42,50 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.735
Китай сократил импорт нефти из США