Экспорт российской нефти на танкерах «Большой семерки» в июне достиг максимума за 19 месяцев
Основная причина — нефть Brent сильно подешевела. А Urals торгуется с дисконтом, поэтому цена российской нефти оказалась ниже ограничительного лимита, установленного Большой семеркой для нефти из РФ еще в 2022 г.
В прошлом месяце Россия увеличила долю своего морского экспорта сырой нефти на танкерах, использующих услуги G7, до самого высокого уровня с конца 2023 года, чему способствовало возвращение греческих операторов, которые продемонстрировали растущую уверенность в маневрировании в рамках западных санкционных схем.
По данным S&P Global, более 39% от 3,36 млн баррелей в сутки, поставленных членами ОПЕК+ в июне, были загружены танкерами, которые ходят под флагом, принадлежат или эксплуатируются компаниями из стран Большой семерки, ЕС, Австралии, Швейцарии или Норвегии или застрахованы в западных клубах страхования ответственности и возмещения убытков.
Этот показатель стал самым высоким месячным показателем с ноября 2023 года и значительно превысил 19% в мае, хотя и ненамного больше, чем 36,9% в апреле.
«Основная причина [роста объема поставок на танкерах G7] заключается в том, что цена на нефть марки Urals упала ниже установленного максимума» в целом за последние несколько месяцев, сообщил агентству Platts директор по исследованиям компании Gibson Shipbrokers Ричард Мэтьюз.
По оценкам Platts, цена на флагманский экспортный сорт российской сырой нефти — Юралс_ на условиях FOB, Приморск со сроком отгрузки 10–25 дней держится ниже 60 долл. США/барр. с конца февраля, за исключением нескольких кратковременных скачков, самый заметный из которых произошел во время 12-дневногоизраильско-иранского конфликта в прошлом месяце.
Страны «Большой семерки» и их союзники разрешают компаниям, предоставляющим морские услуги, транспортировать российскую сырую нефть в другие страны, если баррели продаются не дороже порогового значения ($60 за баррель), а недавние попытки Великобритании и ЕС снизить лимит до $45 долларов за баррель, пока не принесли никаких результатов из-за отсутствия поддержки со стороны США.
Некоторые участники рынка заявили, что в прошлом месяце некоторые компании G7 отказались от сотрудничества с Россией из-за масштабных санкций, однако Мэтьюз предположил, что общие «опасения по поводу нарушения санкций» ослабевают, поскольку западные власти в основном нацелены на теневых операторов флота, а не на основные судоходные компании.
Греческие танкерные компании
Данные CAS и MIRS свидетельствуют о том, что операторы танкеров в Греции, крупнейшей стране-владельце флота в Европе, в июне отгрузили 24,5 млн баррелей российской сырой нефти, что больше, чем 11,1 млн баррелей в мае, и является самым высоким показателем с августа 2023 года.
В основном это были поставки нефти марки Urals типа Suezmax и Aframax из Чёрного и Балтийского морей в Индию или Турцию в период нестабильной ситуации с безопасностью в Персидском заливе из-за предыдущих конфликтов. По данным брокеров, в прошлом месяце фрахтовые сделки по доставке нефти из Чёрного моря на западное побережье Индии в основном заключались на сумму от 5 до 6,5 млн долларов США с единовременной оплатой.
В июне греческие операторы впервые с февраля 2024 года заняли лидирующую позицию на ограниченном рынке, однако их коллеги из Китая, ОАЭ, Сейшельских Островов и Гонконга по-прежнему сохраняли значительные доли рынка в июне, не имея доступа к услугам стран G7.
Флот стран, не входящих в G7, состоящий в основном из теневых танкеров, перевозящих санкционированную нефть, оказался под пристальным вниманием различных западных властей, несмотря на то, что США оставались в стороне с тех пор, как президент США Дональд Трамп вернулся в Белый дом в январе.
В прошлом месяце Великобритания внесла в черный список 20 нефтяных танкеров теневого флота, чтобы подорвать военный бюджет Москвы против Украины, применив санкции к 128 судам в ходе двух раундов аналогичных принудительных мер в мае.
Добавив в мае 189 танкеров в свой санкционный список, ЕС столкнулся с трудностями в согласовании 18-го пакета санкций против России из-за противодействия Венгрии и Словакии.
По словам Мэтьюза, если предположить, что цены на нефть марки Urals останутся ниже установленного максимума, владельцы крупных танкеров при торговле в России будут больше беспокоиться о проблемах безопасности, чем о санкциях.
С начала года шесть танкеров, осуществлявших торговые операции в России, пострадали от необъяснимых взрывов, предположительно, вызванных магнитными минами, хотя о серьёзных разрушениях и жертвах не сообщалось. Сотрудники служб безопасности призвали судовладельцев сохранять бдительность при торговле в стране, находящейся в состоянии войны с Украиной.
По словам Мэтьюза, «владельцам следует проявлять осторожность», используя эти бизнес-возможности.