Китайские НПЗ не знают, куда девать авиационное топливо
Китайские нефтеперерабатывающие заводы борются с переизбытком авиакеросина — еще один удар по прибыльности сектора, который уже столкнулся со снижением спроса на бензин и дизельное топливо
В постпандемийный период, когда самолеты вернулись в небо, авиакеросин стал спасением для отечественных нефтепереработчиков, вынужденных бороться с неустойчивым экономическим восстановлением, электрификацией автопарка и переходом грузовиков на альтернативы вроде сжиженного природного газа. Переработчики массово переключились на авиационное топливо, используя сырье, которое раньше шло на производство бензина.
Спрос и предложение авиатоплива. Источник: Bloomberg
Предложение обгоняет спрос на 40%
Согласно данным аналитической фирмы Kpler, предложение в этом году уже на 40% опережает спрос. В долгосрочной перспективе структурные изменения, такие как строительство высокоскоростных железных дорог, могут ограничить будущий рост.
«Авиакеросин был китайским решением проблемы падения спроса на газойль и бензин, но это только переместило проблему в другое место», — говорит Замир Юсоф, аналитик средних дистиллятов в Kpler, который прогнозирует избыток в стране на уровне 390 000 баррелей в день. «Китайские международные перевозки выглядят слабыми, что способствует избытку, который мы наблюдаем».
Правда, потребление будет продолжать расти в 2025 году, поскольку больше самолетов поднимется в воздух и большая доля населения будет путешествовать — но этого все еще недостаточно для роста, который нужен системе переработки для поглощения дополнительного производства.
Поворот к внутренним поездкам в последние годы за счет международных маршрутов не помог, еще больше замедлив траекторию роста. Другие препятствия включают неопределенные перспективы потребительских расходов, плюс новые, более топливоэффективные самолеты и лучшее управление авиакомпаниями, стремящимися сократить потребление на каждый рейс.
При «ограниченных возможностях облегчения» маржа китайских нефтеперерабатывающих заводов останется под давлением, сказал Юсоф.
Проблемы с экспортом
Как и в случае с большей частью избыточных мощностей Китая, многое из этого может превратиться в головную боль за его пределами. В прошлом месяце Kpler прогнозировал, что июньский экспорт страны достигнет рекордных 2,6 млн тонн, потенциально вытесняя потоки в регион с Ближнего Востока и из Индии.
Китайские нефтеперерабатывающие заводы годами борются с исчезающе малой маржой. Спрос Китая на дизельное топливо, вероятно, достиг пика в 2019 году, а бум электромобилей в стране означает, что потребление бензина могло достичь максимума в 2023 году. Об этом сказал в марте председатель ведущего переработчика Sinopec Group.
Пекин призвал к переходу на производство большего количества нефтехимических продуктов — включая этилен, ключевой строительный блок для многих пластиков — но это мало помогло облегчить финансовую боль.
«В Китае уже слишком много мощностей по производству этилена», — говорит Маниш Седжвал, аналитик жидких углеводородных газов в Rystad Energy. «Все это происходит в то время, когда спрос на этилен остается неясным из-за замедления мировой экономики».
Страна планирует добавить 6 млн тонн производственных мощностей этилена в 2025 году и еще 20 млн тонн в течение следующих трех лет, согласно Rystad, доведя общие мощности до 70 млн тонн.