Не Китай платит мало за российский газ, а Европа расплачивается за свою политику
Министерство экономики России прогнозирует, что цена российского газа для Китая будет существенно ниже в 2025 году, чем для Европы и Турции. Bloomberg считает, что «Газпром» таким образом платит за доступ к китайскому рынку в условиях российских санкций. Эксперты полагают, что не Китай платит много, а Евросоюз расплачивается за свою энергетическую политику.
«Россия ожидает, что продажи природного газа в Китай будут менее прибыльными, чем экспорт на Запад, что подчёркивает негативные последствия растущей зависимости Кремля от этой азиатской страны», — пишет Bloomberg.
Агентство приводит представленный в Госдуму прогноз министерства экономики России о том, что цены на газ для Китая в течение следующих трёх лет будут как минимум на 27% ниже, чем для поставок в Турцию и клиентам «Газпрома» в Европе.
В 2025 году цены для Китая оцениваются примерно в $ 248,7 за тысячу кубометров, а в Европе и Турции — $ 401,9.
«Разница в ценах отражает общую тенденцию России к поддержке низкорентабельных поставок в Китай как важнейшего рынка сбыта своих энергоносителей в условиях западных санкций», — считают в агентстве.
Эксперты не согласны с такой постановкой вопроса. Советник управляющего фонда «Индустриальный код» Максим Шапошников полагает, что агентство пытается выдать сложившуюся объективную ситуации за намеренные уступки китайской стороне.
«Поставки в Китай рентабельны и сравнение абсолютно несвязанных рынков между собой некорректно», — считает эксперт.
После запуска поставок российского газа в Китай разница с европейским рынком всегда была в пользу Евросоюза. Но это связано с абсолютно другими причинами.
«Цена газа для КНР формируется с учётом привязки к нефтяным ценам, поэтому говорить о дешевизне газа и невыгодности довольно странно. В ЕС действует биржевая цена, которая ещё и находится под эффектом целенаправленных манипуляций властями ЕС по намеренному отказу от российского газа», — говорит Максим Шапошников. Он отмечает, что, кроме того, ЕС — это снижающийся в объемах рынок.
«Поэтому сравнение цен на нём с поставками в Китай — это манипуляция статистической информацией», — полагает советник управляющего фонда «Индустриальный код».
Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач замечает, что контракты с нефтяной привязкой действовали и для Европы, но ее компании сами отказались от них и перешли на зависимость от биржевых котировок. Это было выгодно до лета 2021 года, когда начался энергокризис. Тогда в Европе стало мало газа, в том числе из-за санкций и контрсанкций к «Газпрому», и стоимость топлива взлетела и не опускается до прежних показателей. На этом выиграли многие поставщики и кратковременно — «Газпром», который показал в 2022 году рекордную прибыль.
«Никакой специальной скидки для Китая тут нет, есть наценка для Европы имени «дальновидной энергетической политики Европейской комиссии», — уверен замдиректора ФНЭБ.
Ранее глава «Газпрома» Алексей Миллер заявлял, что более низкая цена для «Газпрома» оправданна и тем, что Китай находится ближе к России и затраты на транспортировку топлива ниже.
Россия является не единственной страной, которая предпочитает торговать газом по формуле цены с привязкой к нефтяным котировкам в долгосрочных контрактах.
Таким образом продолжает действовать Катар. В США — похожая схема: цена СПГ зависит от котировок газа на внутреннем рынке плюс 10−15% и фиксированная стоимость сжижения в районе $ 100 за каждый тысячу кубометров.
Другое дело, что сами затраты на СПГ в США выше, за что и приходится расплачиваться Европе. Показательно, в докризисную пятилетку средняя стоимость газа на немецких биржах Gaspool и NCG, объединившихся в THE, составляла $ 180 за тысячу кубометров, в то время как в этом году держится выше $ 400.