Морское но: Дания готовит силовые меры против судов с российской нефтью
Датские власти вместе с союзниками готовят силовые меры, чтобы усложнить транспортировку российской нефти и СПГ, сообщили «Известиям» в посольстве РФ в Копенгагене. Там подчеркнули, что полицейский спецназ королевства отрабатывает действия в отношении танкеров. Власти Украины и радикалы в НАТО настаивают на полном закрытии Балтийского моря для российских судов. Эксперты, однако, считают, что наиболее вероятно ужесточение правил, но на серьезную эскалацию на Западе не решатся. В Копенгагене также проходят саммиты ЕС и Европейского политического сообщества. На них лидеры Евросоюза ищут средства для усиления поддержки Украины и финансирования своих оборонных проектов на фоне роста противоречий.
Дания вместе с союзниками готовит новые ограничения против судов, перевозящих российскую нефть и газ, заявили «Известиям» в диппредставительстве РФ в Копенгагене. В частности, рассматривается возможность силовых действий в отношении танкеров, датский полицейский спецназ уже отрабатывает их.
Дипломаты подчеркнули, что датская морская администрация уже предписала ужесточить требования к обслуживанию танкеров с российской нефтью. Также оказывается давление на судоремонтные верфи с целью полного отказа от предоставления услуг судам, имеющими малейшее отношение к РФ.
К слову, в феврале Копенгаген ужесточил проход танкеров, объясняя это «защитой окружающей среды». Однако истинная цель состоит в том, чтобы помешать России перевозить нефть и газ. Брюссель внес в черные списки уже более 500 судов, которые, по мнению еврочиновников, используются для транспортировки российских ресурсов.
Хотя власти королевства напрямую Россию не обвинили, инцидент с БПЛА уже используется как предлог для новых ограничений против Москвы. Например, Владимир Зеленский призвал закрыть Балтийское море для танкеров с российской нефтью, поскольку они якобы используются для запуска беспилотников. Власти Польши уже отказались следовать этому призыву, но в Копенгагене к нему относятся более серьезно.
Датские власти действительно могут несколько ужесточить меры по досмотру судов под предлогом охраны окружающей среды и безопасности судоходства. Однако здесь есть пределы, установленные международным правом, пояснил «Известиям» младший научный сотрудник ИМИ МГИМО Никита Липунов.
— Вряд ли датские власти решатся полностью закрыть эти проливы для России, поскольку это будет означать существенную эскалацию конфронтации России и НАТО, — уверен эксперт.
Среди возможных вариантов — сопровождение торговых судов военными кораблями российского ВМФ, сказал в беседе с «Известиями» директор Центра зарубежного регионоведения и страноведения БФУ имени И. Канта Юрий Зверев.
В Копенгагене 1 октября прошел саммит Евросоюза, а на следующий день запланирована встреча лидеров Европейского политического сообщества. При этом саммит ЕС носил неформальный характер, значимых решений принято не было. Напомним, Дания до конца года председательствует в Совете ЕС, затем эта роль перейдет к Кипру.