Кто выиграет от «китайских» пошлин Трампа
Один вопрос стоит перед каждым производителем, решающим, где построить завод: насколько велика разница в пошлинах между потенциальной локацией и Китаем? Последние пошлины президента Дональда Трампа, вступившие в силу 7 августа, изменили расклад сил. Несмотря на его воинственные заявления, Китай, похоже, оказался в лучшем положении, чем раньше, по крайней мере, по сравнению с другими странами: разрыв между пошлинами, применяемыми к нему и к остальному миру, сократился. Трамп также обещает жесткие меры против «транзитной переотправки», что ограничит возможность компаний обходить ограничения.
В результате некоторые теперь предполагают, что он нанес мощный удар по стратегии «Китай плюс один» — стратегии, которая побуждала фирмы создавать производственные центры за пределами Китая, особенно в Индии и Юго-Восточной Азии. Создав экономически значимые различия в пошлинах между Китаем и его соседями, первая торговая война Трампа в 2018 году дала мощный толчок этому тренду. Иностранные инвестиции хлынули в альтернативы Китаю по всем направлениям: от производства обуви во Вьетнаме до сборки автомобилей в Таиланде. Теперь, когда разрыв между Китаем и остальным миром сокращается, развернется ли этот тренд?
Как эволюционирует стратегия «Китай плюс один»
Возможно, нет. Ведь стратегия «Китай плюс один» — это не только способ уклониться от пошлин. Это также способ избежать растущих затрат на рабочую силу в Китае, политических репрессий и американского экспортного контроля. Кроме того, общие ставки могут вводить в заблуждение. Пошлины, связанные с фентанилом, которые Америка вводит против Китая, охватывают гораздо больше товаров, чем «взаимные» тарифы, которые она вводит против большинства стран. По данным рейтингового агентства Fitch, если учесть это, разрыв между ставкой для Китая и для остальной Азии на самом деле увеличился.
Таким образом, «Китай плюс один» будет жить, но в новой форме. Страны, которые раньше были в выигрыше, уже столкнулись с большим ростом своих эффективных ставок пошлин, хотя и не таким значительным, как у региональной сверхдержавы. Одним из новых победителей является Малайзия; эффективная ставка, применяемая к ней, выросла с менее 1% в прошлом году до (сравнительно) скромных 12% сегодня. В результате разница в эффективных пошлинах между Китаем и Малайзией подскочила с десяти до 30%. В то же время такие страны, как Камбоджа и Индонезия, отыграли меньше позиций.
Кто наиболее уязвим
Америка еще не уточнила, как будет бороться с «переотправкой» на практике, но товары китайского производства, отправляемые на ее берега через третьи страны, похоже, находятся под прицелом у Трампа. Мы ранее определили такие локации, ранжировав их по степени предполагаемой переотправки, используя американские и китайские таможенные данные для анализа товаров, по которым наблюдался одновременный рост импорта из Китая и экспорта в Америку. По этому показателю мы обнаружили, что большая часть перенаправления происходила через Индию, Таиланд и Вьетнам. На данный момент Камбоджа, Индонезия и (снова) Малайзия, похоже, с наибольшей вероятностью избегут американского возмездия.
В случае жестких мер страны будут стремиться продавать на крупные рынки, отличные от Америки. Камбоджа и Вьетнам, каждая из которых отправляет треть своего экспорта в Америку, могут столкнуться с трудностями. Индия, Индонезия и Малайзия меньше зависят от Дяди Сэма, на которого приходится менее пятой части их экспорта. Около 40% продаж Индонезии уже идут в Австралию, Китай, Европу и Японию; лишь 10% направляются в Америку. Готовясь к тому, что может произойти, индонезийские производители креветок, чей основной рынок — Америка, недавно активизировали маркетинговые усилия в Китае.
По трем показателям Малайзия находится в наилучшем положении, если пошлины останутся на прежнем уровне. У нее благоприятные различия в пошлинах, ограниченная транзитная переотправка и меньшая зависимость от американского спроса. Фирмы это заметили: «Это ставит Малайзию в выгодный свет для инвестиций», — радовался Датук Сери Вонг Сью Хай из ассоциации полупроводников страны. Некоторые страны за пределами Азии также выглядят хорошо. Венгрия, которая до сих пор выступала в роли ворот Китая в Европу, сталкивается с эффективными американскими пошлинами на 30% ниже, чем у Китая.
Почему победители в опасности
Однако есть и противоречие. Если разница в пошлинах Малайзии с Китаем и более низкий риск жестких мер против переотправки приведут к тому, что больше фирм откроют там производства для продаж в Америку, ее зависимость от американского спроса возрастет, что сделает ее более уязвимой. Нечто подобное произошло и в прошлый раз. В 2024 году Малайзия отправила 13% своего экспорта в Америку, по сравнению с 9% до первой торговой войны Трампа. И президент Джо Байден нацелился на промышленность солнечных панелей страны за содействие в уклонении Китая от пошлин. В новом режиме «Китай плюс один» даже победителям будет трудно чувствовать себя в безопасности.
Транзит судов через Босфор приостановили из-за заглохшего танкера