Вы здесь

Индийский крекинг «Роснефти»

8 июля этого года в рамках уфимского саммита БРИКС компании «Роснефть» и Essar (Индия) заключили контракт на поставку в течение десяти лет в общей сложности 100 миллионов тонн нефти для последующей переработки на НПЗ в индийском Вадинаре. Еще одним важным известием стало то, что российская и индийская компании подписали соглашение об условиях вхождения «Роснефти» в уставный капитал владельца НПЗ — компании Essar Oil Limited.

Наша нередко отличающаяся излишней экзальтированностью пресса уже успела окрестить эти договоры «прорывными» и даже «триумфальными», что, скорее всего, правильно. Однако если абстрагироваться от медийной «пиротехники», то окажется, что мы имеем дело с событием пусть и незаурядным, но вполне укладывающимся в общий поступательный порядок развития внешнеэкономической деятельности крупнейшей российской компании.

Пока российские чиновники заняты мучительными поисками направлений интенсификации деловой активности в стране, «Роснефть» продолжает работать, понимая, что в современном мире для того, чтобы просто оставаться на месте, нужно бежать, а если поставить целью двигаться вперед — следует непрерывно ускоряться. Иными словами, работают люди, заслуживая самых лестных слов в свой адрес.

Тезисно об основных преимуществах российско-индийской сделки.

1. На фоне замедления темпов экономического роста в Китае Индия становится глобальным локомотивом мирового экономического развития: по прогнозам, рост ВВП Индии до 2020 года составит не менее 6-7 процентов в год. При этом энергоресурсное потребление будет предсказуемо возрастать: так, потребности индийской экономики в нефти вырастут с 224 миллионов тонн в 2014 году до 310 миллионов тонн к 2030 году, а потребности в газе — с 51 миллиарда кубометров в 2014 году до 115 миллиардов в 2030-м.

В самой Индии собственных энергоресурсов явно недостаточно: в ближайшие годы добыча нефти ожидается на стабильно низком уровне — около 40 миллионов тонн в год (13 процентов от потребностей к 2030 году), газа — в пределах 50 миллиардов кубометров (43 процента от потребностей к 2030 году). Причем за последние три года добыча газа в Индии устойчиво снижалась (суммарное падение составило порядка 30 процентов).

До недавних пор, несмотря на интенсивные политические контакты в рамках БРИКС и ШОС, индийский нефтяной рынок для российских нефтегазовых компаний был своего рода «белым пятном»: объем импорта нефти из России не превышал одного процента. Заключенные соглашения позволят увеличить этот показатель в пять раз, и это, учитывая готовность «Роснефти» к расширению присутствия на индийском рынке, а также стремление Индии к диверсификации энергопоставок, только начало.

2. Подписанные соглашения позволят «Роснефти» гарантированно увеличить рынок сбыта продукции, начать маркетинго-сбытовое освоение региона и нарастить объем поставок в Индию. Сейчас розничная сеть Essar Oil Limited состоит из 1600 АЗС. «Роснефть» и Essar планируют довести общее количество заправок до 5000 в течение следующих двух лет. Кроме того, стороны собираются существенно увеличить мощности Вадинарского НПЗ, доведя ежегодные объемы переработки нефти до 45 миллионов тонн к 2020 году (на данный момент мощности завода составляют 20 миллионов тонн).

Еще более важным представляется то, что контракт «Роснефти» и Essar не только означает строительство энергомоста между двумя странами, но и становится еще одним пунктом стратегического поворота на Восток. В настоящее время «Роснефть» ведет активные переговоры помимо Essar с партнером по консорциуму «Сахалин-1» индийской нефтегазовой корпорацией ONGC. Индийцам предлагается войти в проекты по Арктике и Восточной Сибири, а также принять участие в строительстве Дальневосточного завода СПГ. Заключение сделки с Essar, возможно, подтолкнет ONGC к форсированию переговорного процесса.

Essar и ее НПЗ имеют доступ к глубоководному порту и сеть АЗС по всей стране. Завод является вторым по объему переработки НПЗ в Индии (20 миллионов тонн в год). Чтобы реализовать планы по наращиванию данного показателя, потребуются долгосрочные контракты на поставку нефти. Наконец, НПЗ по уровню технологической сложности входит в десятку лучших заводов мира, что предопределяет не только высокое качество приобретаемого «Роснефтью» актива, но и относительно незначительные инвестиции в модернизацию комплекса.

3. По итогам 2014 года внешнеторговый оборот между Россией и Индией составил 9,5 миллиарда долларов, или 94,4 процента от уровня 2013 года. Причем в наибольшей степени пострадал экспорт: снижение составило 9,2 процента к показателям предыдущего года. Заключение соглашений между «Роснефтью» и Essar увеличит товарооборот двух стран минимум на 4,4 миллиарда долларов в год (в текущих ценах на нефть), что в том числе приведет к росту таможенных и налоговых платежей в российский бюджет.

Российско-индийская сделка не только подтвердит статус «Роснефти» как крупнейшего налогоплательщика страны, но и позволит получить дополнительные ресурсы для решения насущных социально-экономических проблем государства. Чем не ориентир социально ответственного поведения для всего российского бизнеса в эти непростые времена?

Никита Кричевский, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН.

lenta.ru

Стоимость нефтепродуктов на 05 Октября 2025
Копия Тестовый товар
Копия Тестовый товар
Копия Тестовый товар
Тестовый товар
ДТ-Е-К5
Цена за тонну
53000,00 р.
Цена за литр
44,20 р.
На дату
30-03-2023
ДТ-Е-К5
Цена за тонну
53000,00 р.
Цена за литр
44,20 р.
На дату
30-03-2023
ДТ-Е-К5
Цена за тонну
53000,00 р.
Цена за литр
44,20 р.
На дату
30-03-2023
ДТ-Е-К5
Цена за тонну
53000,00 р.
Цена за литр
44,20 р.
На дату
30-03-2023
ДТ-Л-К5
Цена за тонну
56500,00 р.
Цена за литр
46,95 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.831
ДТ-Л-К5
Цена за тонну
56500,00 р.
Цена за литр
46,95 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.831
ДТ-Л-К5
Цена за тонну
56500,00 р.
Цена за литр
46,95 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.831
ДТ-Л-К5
Цена за тонну
56500,00 р.
Цена за литр
46,95 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.831
Бензин АИ-95 авто
Цена за тонну
66500,00 р.
Цена за литр
49,27 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.741
Бензин АИ-95 авто
Цена за тонну
66500,00 р.
Цена за литр
49,27 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.741
Бензин АИ-95 авто
Цена за тонну
66500,00 р.
Цена за литр
49,27 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.741
Бензин АИ-95 авто
Цена за тонну
66500,00 р.
Цена за литр
49,27 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.741
ГАС Волгоградская область, Завод Экотон
Газойль низкозастывающий Ростовская область, Завод НЗНП
Масло М10ГК2 производство "Роснефть"
Бензин АИ-92 авто
Цена за тонну
57900,00 р.
Цена за литр
42,50 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.735
Бензин АИ-92 авто
Цена за тонну
57900,00 р.
Цена за литр
42,50 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.735
Бензин АИ-92 авто
Цена за тонну
57900,00 р.
Цена за литр
42,50 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.735
Бензин АИ-92 авто
Цена за тонну
57900,00 р.
Цена за литр
42,50 р.
На дату
30-03-2023
Плотность при наливе
0.735
Индийский крекинг «Роснефти»