Глава Exxon заявил, что компания «не планирует возвращаться в Россию»
Даррен Вудс сообщил о переговорах с российскими официальными лицами, направленных на возврат замороженных активов на сумму 4,6 млрд долларов.
Генеральный директор ExxonMobil подчеркнул, что компания не намерена возобновлять деятельность в России, несмотря на попытки Москвы и Вашингтона связать энергетические инвестиции с мирным урегулированием конфликта на Украине.
Даррен Вудс рассказал Financial Times, что компания ведёт переговоры с российскими властями о возвращении активов на сумму 4,6 млрд долларов, которые были взяты под управление РФ. Однако речь не идёт об инвестициях в российскую экономику.
Переговоры начались в начале 2023 года после того, как Exxon подала иск в арбитраж против российского правительства, которое ранее получило контроль над 30-процентной долей компании в проекте «Сахалин-1» на Дальнем Востоке России.
«Мы не планируем возвращаться в Россию», — заявил Вудс в интервью. «Эти переговоры были связаны с обсуждением урегулирования арбитражного разбирательства, связанного с экспроприацией наших активов в 2022 году».
В прошлом месяце президент Трамп на мирном саммите на Аляске обсуждал с Путиным углубление экономических связей между Россией и США. Однако на данный момент в мирных переговорах не было достигнуто никаких значимых результатов. На этой неделе Вашингтон заявил о возможном усилении санкций против России, если её союзники по НАТО перестанут покупать российскую нефть и газ.
Российские власти продолжают настаивать на том, что Exxon может вернуться в страну. В среду Сергей Рябков, заместитель министра иностранных дел России, сообщил агентству «Интерфакс», что Кирилл Дмитриев, специальный представитель президента России по вопросам инвестиций, и официальные лица США продолжают переговоры о сотрудничестве в области энергетики, включая проект «Сахалин-1».
«В качестве примера начавшихся обсуждений можно привести проект «Сахалин-1», — сказал Рябков. «Мы готовы углублять эти обсуждения и открыты для практического сотрудничества».
В прошлом месяце СМИ сообщили, что руководители Exxon ведут переговоры с российскими властями о возвращении к проекту «Сахалин-1» в контексте усилий администрации Трампа по заключению мирного соглашения на Украине.
Эти сообщения появились после того, как Путин внёс поправки в указ о предаче под контроль государства доли ExxonMobil в «Сахалине», что потенциально может открыть путь для возвращения западных нефтяных компаний.
Аналитики считают, что Россия стремится привлечь западные нефтяные компании для обеспечения инвестиций и технических компетенций, необходимых для сложных морских проектов, таких как «Сахалин-1». Однако западные компании не спешат возвращаться в Россию после того, как за последние годы понесли миллиардные убытки.
«Геополитические и страновые риски остаются очень высокими, а у Exxon гораздо больше привлекательных возможностей для распределения капитала по всему миру», — отметила Татьяна Митрова, научный сотрудник Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета.
«Хотя компания может принять решение о восстановлении доли в «Сахалине-1», так как это не принесёт больших потерь и может принести дополнительный доход, любые ожидания новых инвестиций или совместных проектов вызывают серьёзные сомнения», — добавила она.
Вудс также выразил обеспокоенность в связи с Директивой о должной осмотрительности в области корпоративной устойчивости, принятой в Европейском союзе. По его словам, это постановление вынудит Exxon приостановить инвестиции и ускорит её выход из ЕС, где работает 12 000 сотрудников.
Вудс заявил, что директива, обязывающая компании, работающие в ЕС, гарантировать, что их цепочки поставок не наносят вреда окружающей среде или правам человека, является примером «самосуда», так как предусматривает штрафы в размере до 5 % от мирового оборота.
«Мы считаем это неприемлемым. Я думаю, что из-за этого закона мы не сможем продолжать работать и вести бизнес в Европе. Это только ускорит наш выход из Европы», — подытожил Вудс.
ЕС может ввести ограничения на российские энергоносители, заявили в ЕК