«Газпром» готов вложить в расширение самой северной в мире ж/д 21,7 млрд рублей
ПАО «Газпром» намерено расширить действующую железную дорогу Обская — Карская, которая ведет до Бованенковского нефтегазоконденсантного месторождения, работы выполнит АО «Ямалтрансстрой» за 21,689 млрд рублей, говорится в годовой отчетности «Ямалтрансстроя».
Как сказано в пояснении к отчетности, общая стоимость работ, подлежащих выполнению компанией и предъявлению заказчикам с 2025 года по действующим договорам строительного подряда, составляет не менее 95,456 млрд рублей, в их числе два проекта, связанных с железными дорогами на полуострове Ямал.
Так, для ООО «Газпром перевозки Надым» «Ямалтрансстрою» предстоит завершить строительство (усиление) железнодорожной линии Надым — Пангоды за 34,476 млрд рублей (по данным отчета за 2023 год сумма была равна 37,13 млрд рублей).
Второй крупный проект — для ПАО «Газпром» — расширение железнодорожной линии Обская — Карская за 21,689 млрд рублей (по данным за 2023 год стоимость составляла 21,49 млрд рублей).
На сайте Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа летом 2024 года было опубликовано уведомление о проведении общественных обсуждений проектной документации инвестиционного проекта «Расширение железнодорожной линии «Обская — Карская». Этап 1. Реконструкция объекта для обеспечения грузооборота 2,2 млн тонн в год», включая предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).
В качестве заказчика работ был указан «Газпром» в лице надымского филиала ООО «Газпром инвест», в качестве генподрядчика — «Ямалтрансстрой».
Целью планируемой деятельности обозначена транспортировка жидких углеводородов Харасавейского и Бованенковского месторождений с проектируемого терминала ООО «Газпромнефть Заполярье», а также перспективных месторождений Тамбейской группы, Малыгинского и Крузенштерновского месторождений.
Также летом прошлого года администрация Ямальского района опубликовала приказ департамента строительства и жилищной политики ЯНАО об утверждении документации по планировке территории, на которой предусматривается размещение объекта регионального значения «Расширение железнодорожной линии Обская — Карская».
В конце 2023 года гендиректор «Газпромтранса» Максим Мироненко заявлял журналу «Газпром», что компания в ожидании начала отгрузок газового конденсата и сжиженных углеводородных газов планирует реконструировать инфраструктуру и построить новые объекты на железнодорожной линии Обская — Карская.
«Учитывая планы по разработке Харасавэйского и Бованенковского месторождений, в перспективе ожидается начало отгрузок газового конденсата и сжиженных углеводородных газов. Соответственно, это потребует реализации системных мероприятий по увеличению парка вагонов и локомотивов, строительству сопутствующей обслуживающей их инфраструктуры, реконструкции существующих разъездов и строительству новых», — говорил он.
Недропользователем Бованенково и Харасавэя является ООО «Газпром добыча Надым», но неоком-юрские залежи этих месторождений в рамках долгосрочных рисковых операторских договоров (ДРОД) осваивает «Газпром нефть». Для вывоза продукции с месторождений будет использоваться железнодорожная линия Обская — Бованенково — Карская и далее — до порта Усть-Луга в Ленинградской области.
Самая северная в мире действующая железная дорога Обская — Карская была построена в 2010 году «Ямалтрансстроем» по заказу «Газпрома» для связи с Бованенковским нефтегазоконденсатным месторождением. Ее протяженность составляет 573 км.
«Ямалтрансстрой», согласно информации на сайте компании, создан в 1985 году для выполнения работ на Крайнем Севере. По данным отчета предприятия, бенефициаром является Игорь Нак (экс-депутат Госдумы РФ — ИФ), его участие в компании косвенно составляет 90,97%.