Cheniere Energy, «лидер» американского экспорта СПГ не поставит его в феврале в Европу
У компании проблемы с завершением строительства трубопровода. Вместо этого она ищет $2,8 млрд, чтобы расплатиться по ранее сделанным долгам.
25 января Cheniere Energy поведала миру о том, что обратилась с просьбой о вспомоществовании к 13 финансовым учреждениям на сумму $ 2,8 млрд. с целью обслужить долги начала века (проект по импорту СПГ).
С чем связан этот выход на паперть? Помимо того, что подобные выходки не приняты в лучших домах Лондону и Парижу, ибо организацией финансирования обычно занимаются специально на то уполномоченные конторы, так и сумма удивительная.
Плановые выплаты по долгам Sabine Pass LNG за весь 2016 г. составляют $ 1,66 млрд. На что так срочно понадобились дополнительные деньги?
Объяснения самой компании (ввиду январской клоунады с первой отгрузкой СПГ и изничтожающего корпоративный дух поведения руководства) мало интересны. Тем более, что возможность самостоятельно разобраться в ситуации на основании данных, которые Cheniere пока ещё держит в открытом доступе, имеется. Осталось лишь этой возможностью воспользоваться.
Близится март, но ожидаемого ещё в январе введения в строй модернизированного трубопровода Creole Trail, посредством которого Cheniere Energy намеревается снабжать сырьём свой завод по сжижению (Sabine Pass Liquefaction), не случилось.
Напомню, так выглядит проект (крупнее, pdf).

Рис. 1
Если мы зайдём на сайт компании, ткнём курсор в надпись «Pipeline» (трубопроводы) и в открывшемся окошке выберем опцию «Informational Postings», увидим нынешнее состояние трубы.

Рис. 2
Красный квадратик на северном конце трубы — компрессорная станция (Gillis). В этом месте «Тропа» подключена к 3м трубопроводам, по которым газ транспортируется на северо-восток США:
— Texas Eastern Transmission (TETCo), владелец Spectra Energy Partners, LP;
— Transco, владелец Williams Partners, LP;
— Trunkline, владелец Energy Transfer Partners, LP.
Необходимости «верить» моим картинкам нет, данные доступны любому желающему.

Рис. 3
— Синие столбики — количество газа, доставленного на сжижение (CT 200111-…- SPLIQ-D).
— Красная кривая — количество импортного регазифицированного СПГ (Sabine Pass LNG Rec), переданного американским потребителям по газопроводу Creole Trail.
Как видим, 17 февраля первая очередь сжижения (Sabine Pass Liquefaction) практически вышла на проектную загрузку в 600 млн. кубофутов (17 млн. м3) в день. Впечатление от достигнутого успеха портит следующее обстоятельство: доставка газа на сжижение в необходимом объёме стала возможна только после прекращения движения импортного потока. То есть, 38-и миль труб, обозначенных на карте проекта синим цветом (14+24), пока не существует. Возможность реверса отсутствует, как и доступ к ПХГ. Данный факт — повод платить, а в перспективе и каяться.
В ноябре на терминал Sabine Pass LNG было доставлено 118,5 тыс. тонн (164 млн. м3) импортного СПГ. Осуществлялись ли поставки СПГ в декабре и январе — ещё не известно ввиду специфики публикации EIA своих данных.
Даже если новых поставок не было, в резервуарах на сей момент осталось, приблизительно, 97 тыс. тонн СПГ (134 млн. м3).
Какое-такое обстоятельство принудило Chevron и Total остановить поставки импортного газа своим клиентам?
Варианты:
1. Cheniere выкупила этот газ и оплатила поставки потребителям (примерно 500 тыс м3 в день) из местных источников.
2. Руководители Chevron и Total прониклись духом атлантической солидарности и забыли о том, что Cheniere драла с них $ 253 млн. в год за право эксплуатации резервуаров, причалов, регазификации и трубопровода, которым они так и не смогли воспользоваться в полной мере.
Поскольку первый вариант видится мне более реалистичным, скажу, что действия импортёров, скорее всего, продиктованы стремлением выбить из шерифа деньги. А какой ещё смысл переть в штаты тринидадский СПГ по $ 7 \ млн.бте при цене на хабе Генри $ 2 \ млн.бте накануне объявленного начала отбора газа для сжижения?
Наивно думать, что дело ограничилось упомянутыми объёмами. Что мешает повторить операцию «развод шерифа на бабки» через месяц? Вопрос с причалами, резервуарами и трубой надо решать кардинально. Сумма отступных в $ 1млрд. импортёров, полагаю, устроит (а что, 7 лет по 253 миллиона… пожалуй, нормально, если выплата будет осуществлена единовременно). Впрочем, не держал, настаивать не стану.
Проблемы на этом не исчерпаны.
С 1 декабря 2015 г. по 21 февраля 2016 г. у Creole Trail образовался дефицит пропускной способности 8 379 504 млн. бте (235 млн м3) в день, вчера было 8 097 297 млн. бте (227 млн. м3) в день.
Сегодня эта цифра соответствует 5и суткам работы трубы, но темп роста дефицита впечатляет: ещё несколько дней назад он не превышал 4 500 000 млн. бте (к сожалению, точнее сказать не могу, поскольку не догадался тогда скачать файл с данными).
Каким, спрошиваетя, образом?
Поставка газа на первую очередь сжижения, согласно планам компании, должна была начаться в декабре. С добытчиками и менеджментом упомянутых выше трубопроводов были заключены соответствующие контракты, в которых, несомненно, оговорены штрафные санкции за неисполнение обязательств. Что происходило с отбором газа в действительности, видно на моей картинке.
Дополнительная головная боль — невозможность доставки готового продукта непосредственно на терминал (Sabine Pass LNG Del). Дефицит пропускной способности продуктопровода на сегодня составил 9 173 млн. бте (186 тонн СПГ) в день, что явилось причиной снижения объёмов газа, доставленного на сжижение после 17 февраля.
Думаю, проблема будет решена в ближайшие дни, в марте первый груз таки будет отправлен и команда газовоза «Energy Atlantic», по сю пору болтающегося у берегов Луизианы, таки увидит край этого долгого рейса.
Текущая пропускная способность Creole Trail в направлении с севера на юг — 1,5 млрд. кубофутов в день. Таким образом, если стояние на паперти оказалось успешным, требуемая сумма получена, а договорённость с Chevron и Total об их отказе от права пользования инфраструктурой состоялась, проблем с работой двух первых очередей сжижения (600 млн. кубофутов каждая) возникнуть не должно. Проблемы начнутся позже.
Итак, племя Импорткезов (пострадавшие от несостоявшегося пока масштабного импорта СПГ в США) на шерифе оттопталось.
Что же касается остальных, поставивших крестик под соглашением с Cheniere Energy об экспорте СПГ из США, то по этому поводу имеются следующие соображения.
1. Никаких, достойных внимания, фактов, подтверждающих слухи о том, что кто-то из них участвовал в финансировании строительства заводов по сжижению, либо уже оплатил сжижение, в сети не нашлось. Буду признателен, если меня поправят, но, по всей видимости, по тому, что таковых не существует.
2. Если мы прочитаем набранный мелким шрифтом текст под этой красивой картинкой:в презентации для инвесторов
узнаем, что первый фиксированный платёж от BG ($ 520 млн) шериф получит только после первой отгрузки с первой очереди, кое обстоятельство, видимо, явилось причиной январской клоунады Cheniere и приключений матросов «Energy Atlantic».
3. Коммерческая эксплуатация экспортного терминала должна начаться в конце 2016 — начале 2017 г.г. В этой связи абсолютно не понятно, что означают заявления представителей Cheniere о том, что разрешения FERC на таковую до сих пор не получено. И что будет, если регулятор этого разрешения не даст.
4.

Рис. 4. Количество пущенных в эксплуатацию скважин в 2015 г. снизилось на 32% относительно 2014 г.

Рис. 5. Без комментариев.
Подозреваю, на шерифе оттопчутся все.
Призывать деятелей из EIA к откровенности не имеет смысла. Но если они продолжат публиковать анекдоты вместо статистики, над ними скоро будет потешаться весь мир.
Да и факт приглашения арабами Новака к переговорам о снижении добычи говорит о том, что добыча в штатах — фсё, сдулась, саудитам об этом известно и можно снижать добычу у себя, не рискуя потерять долю рынка.
В заключение хотелось бы сказать о личном отношении к мероприятию «экспорт СПГ из США».
Ни в коем разе не желаю, чтобы Cheniere Energy (а её заводы — половина от строящихся в США мощностей) накрылась медным тазом. И штатам, и Европе будет весьма полезно какое-то время потаскать на шее эту чугуниевую чушку. Ну и просто хочется стать свидетелем «экспорта» американского СПГ с берегов Луизианы на принадлежащий GDF Suez терминал Эверетт в американском же Массачусетсе.